Трое в Саратове, не считая великов или Особенности поволжского грунта!

Идея поехать на кросс-кантри марафон SaraTau в Саратов, возникла у Александра Гнедина в результате его положения в общем зачёте Кубка Веломарафонов России. К этапу, который должен был состояться в этом городе на Волге 3 сентября, у него возник реальный шанс выиграть Кубок в категории 50+. А для этого ему надо было занять как можно более высокое место на финише этой гонки. Поскольку у нас с Сашей за этот сезон сформировалась боеспособная и достаточно эффективная связка, то мне было предложено составить ему компанию. Я с радостью согласился, да ещё увлёк этой идеей Дмитрия Рогулькина под предлогом “втроём веселее”. И 1 сентября мы в 6:00 утра на машине выдвинулись в путь! В Поволжье! В Саратов!

Вот какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите слово “Поволжье”? У меня, например, преимущественно “степь”! Ага, сейчас! Не тут то было! По дороге в Саратов, проезжая Тольятти, вспомнилась знакомая ещё с советских времён пивная этикетка с гордой надписью “Жигулёвские горы”, к которой моментально прикрепилось напутствие Максима Ермакова не относиться к Поволжским местам столь легкомысленно. Прибыв в Саратов, мы поняли, что здесь тоже есть горы. Причём не хуже Уральских. На самом деле тут преобладают прибрежные холмы все иссечённые глубокими оврагами. И градиенты здесь бывают такие, что “мама не горюй”!

В общем, прибыли в замечательный город Саратов намного заранее, чтобы прикатать боевой круг, посмотреть особенные места на трассе и наметить стратегию на гонку. Благо организаторы марафона постарались и задолго до старта выложили GPS-трек круга. Да и разметка тоже уже была на месте, за что оргам ещё одно большое спасибо.

И этих спасибо, кстати, будет ещё достаточно! В субботу, как только мы приехали на трассу, зарядил неслабый дождь, который лил практически до вечера. И это, как ни странно, было хорошо, ибо трасса в таких условиях раскрывает весь свой характер. И она показала его! Песок, по которому непонятно как ехать, нескончаемые подъёмы, скоростные сингл треки через кустарник, суперкрутые съезжалки в овраги, на которых главное (как бы это написать) “не бояться”, и главная роскошь трассы - порядка 6 офигенных контруклонов подряд на участке DH трассы, от которых испытываешь просто дикий восторг… А забыл ещё: практически полное отсутствие асфальта или грейдера, не считая стартовых 400 метров по лыжероллерке. Но и эти 400 м были с изюминкой - со старта почти сразу в подъём, доходивший местами до 17%. Короче говоря, трасса - ОГОНЬ!!!

Дождь не унимался всю ночь и раннее утро! Только за пару часов до старта он закончился и даже выглянуло солнце. Мы запланировали начать в темпе “посмотреть”, а дальше… А дальше как всегда началось “непредвиденное”! Вернее не то, чтобы непредвиденное, а не желаемое. Народ со старта толпой полетел наверх, и было очевидно, что кроме 10-15 реально быстрых гонцов остальные сдуются через разное количество времени. Но сдуются обязательно, так как этот подъём не щадил ноги даже в умеренном темпе.

После короткого асфальтового начала, подъём продолжился по грунтам и длился ещё приблизительно 2 км. А вот сзади накатывала группа более опытных бойцов, которые постепенно раскручивали маховик гонки. И на вершине горы, когда мы выехали на скоростной трейл, образовалась “пробка”. Сингл трек был очень узким, а его обочины поросли густой травой, обгонять по которой было крайне неразумно, так как в ней было полно острых корней, веток, колючек и пеньков. И едва мы её каким-то образом смогли преодолеть и рванули вниз, как я услышал окрик Саши - что-то случилось! Оттормаживаюсь, оглядываюсь. Блин, только этого не хватало - прокол! Даже порез! Обгоняя по траве кого-то из “гонщиков первого круга”, Саша порезал покрышку. Герметик в этой ситуации оказался бессилен. Ставим камеру. Пока возились с колесом потеряли порядка 6-8 минут. И это в самом начале гонки!

Сажу друга на колесо и начинаю постепенно раскатывать. Здесь главное погасить эмоции и продолжать работать, как-будто ничего не случилось. Начинаем потихоньку проходить тех, кто объехал нас во время вынужденного пит-стопа. Делаем смены, чтобы ровнее распределить силы!

Не бывает худа без добра. Карабкаемся в стартовый апхил в гордом одиночестве - ни позади, ни впереди никого! Тащу смену, временами оглядываясь и вопрошая к другу, как его самочувствие. Саша неизменно отвечает: “Ок! Всё отлично!” Это очень ободряет. Тем более, что ещё до окончания первого круга мы прошли основного сашиного конкурента в общем зачёте. Пролетам то место, где круг назад пробились. Очень аккуратно пролетаем. Зряче. Уходим в живописный овраг, прямо как из фильмов про хоббитов, из которого начинается длиннющий подъём около 3 км. Круто, у нас в Уральских “горах” таких практически нет! Саша выходит на смену и внизу этого подъёма и бодро сообщает, что хочет немного поработать в горку. К середине горы выясняется, что он принял этот long climb за очередную маленькую горку! Немного осаживаем коней. Дышим носом. И как раз в это время кто-то над густыми кронами деревьев выключает солнце и включает душ! Ну, дождь, так дождь. Благо здесь вам не Урал и мокрые треки не развозит так, как у нас. Мы не снижая темпа играем в догонялки дальше. Во время своей смены, я, явно оборзев, захожу в поворот, аки по сухому асфальту и… через мгновенье уже валяюсь в мокрой траве. Саша, сидя у меня на колесе, едва успевает оттормозиться и втыкается в меня. Вскакиваю на ноги, прыгаю на байк и вперёд! Надо быть аккуратнее. Это тебе не родная уральская жирная грязь, к местной надо относиться с уважением.

Скоро должен быть тот самый спуск, на котором мы давеча уехали не туда. Начинаем даунхил и видим, что судьи за местом поворота растянули поперёк тропы ленту. Её отлично видно издалека, и мы аккуратно входим в поворот! Огромное спасибо организаторам за столь оперативную корректировку разметки. Такое вижу впервые! Ребята, браво! Молодцы! Подлетаем к серии контруклонов. Забывая про дождь, не трогая тормоза, летим вниз! Кайф!!!! После даунхильного отрезка шёл финальный подъём на круге. Он не был ни длинным, ни крутым, но… Он был из песка! Весь! Из такого, знаете, как в детской песочнице или на пляже. Да ещё, к тому же, мокрого. Ехать его было очень непривычно и некомфортно. Но мы его уверенно взяли и поехали к промежуточному финишу. Оставался ещё один круг длиною в 20 км.

Поменяв бачки с изотоником и взяв ещё гелей, мы начали восхождение в начальный подъём финального круга. Саша в этот момент говорит мне, что мы каждый круг отрезаем по 1 часу 12 минут (с учётом, конечно, остановки). Совсем неплохо и, что важнее, ровно. Значит сил должно хватить до финиша, чтобы, если придётся, атаковать. Но атаковать особенно не пришлось. Народ, который со старта демонстрировал безграничный оптимизм и бескрайнюю веру в свои силы, также весьма бодро не оказывал никакого сопротивления, когда мы его обходили! А небесная канцелярия решила к тому времени воду снова отключить, и трасса стала во многих местах подсыхать. Очень скользкими оставались, пожалуй, лишь крутые съезжалки в овраги, но они хорошо проходились скольжением (иногда боковым) с заблокированным задним колесом. В начале того самого длинного подъёма из сказочно красивого оврага мне вдруг стало совсем грустно. Я понимал, что это состояние нужно просто проработать, и потом отпустит. Поэтому крикнул Саше, чтобы он меня не ждал и шёл своим темпом, ибо основные тактические задачи, касающиеся его положения в общем зачёте Кубка, мы к тому времени решили, а у меня, кроме этой, других задач то и не было. Но такой друг не может взять и “оказаться вдруг”! Он притормозил и, посадив меня к себе на колесо, повёз к финишу. К концу песчаного подъёма меня отпустило, и темп удалось как следует увеличить. Аккуратно пройдя финальный поворот на лыжном стадионе мы по традиции синхронно финишировали!

Получили медали финишёров, гельки, поели арбузов и дынь и потащились мыть байки и сами отмываться. Быстренько помылись и тут уже объявляют награждение. Круто! Всё очень оперативно, организаторы в очередной раз молодцы! На некоторых стартах ждёшь порой эту процедуру полдня. Иной раз и жалеешь, что в призы попал - насколько всё бывает затянуто. А здесь раз, два и готово! И вот объявляют, что Саша Гнедин награждается за второе место. Радуюсь, аплодирую, здорово! А потом говорят: “В категории 40-49 лет третье место занял Евгений Макаров (команда Motivators, Екатеринбург)!” Не успел я как следует удивиться и обрадоваться, как мне уже вручили медаль, диплом и приз. Вот так приятная неожиданность! Не ехал я за призами, а помогал другу. А ведь хорошо, что так получилось! Ещё бы и Диме бы в призы попасть, так вообще было бы супер! Но у него самая жёсткая в плане конкуренции категория. Хотя, если бы не его травмы, мне кажется он мог пободаться там за топ-5. Короче, молодцы мы! Вот и всё!

P.S. Ребята, в следующем году все в Саратов! Трасса - ОГОНЬ, организация - СУПЕР, места - КРАСОТА, люди - ОТЛИЧНЫЕ! И, кстати, мы там были первые уральцы за шесть лет проведения этого марафона.

Видео

Фото

Спасибо фотографам Saratau за сочные кадры.